Гогава Т. Д. относится к числу тех немногих людей, перед которыми не возникает сложностей в выборе жизненного пути. В далекие предвоенные годы она, уроженка Кавказа, оказалась в атмосфере кипучей творческой жизни столичной Москвы. Здесь она не только получает высокое театральное образование, но и проходит настоящую школу актерского мастерства в столичных театрах. В послевоенные годы судьба молодой талантливой актрисы связывает Гогаву Т. Д. с театральной жизнью ряда крупнейших культурных центров страны.
Стремление попробовать себя в качестве режиссера-постановщика свело Т. Д. Гогаву с театрами Казахстана. Она получает приглашение возглавить художественную жизнь Белорусского государственного академического театра им. Я. Купалы в городе Минске. Последующие годы Т. Д. Гогава трудится в качестве режиссера Краснодарского драматического театра и главного режиссера Краснодарского краевого театра музыкальной комедии. В 1965 года Гогава Т. Д. по приглашению управления культуры Кемеровского облисполкома становится главным режиссером Театра оперетты Кузбасса. Здесь, на земле Кузнецкой, состоялось то, к чему она стремилась всю жизнь. Она заслужила признание творческой интеллигенции не только Кузбасса, Сибири, но и всей страны как яркий, талантливый художник, глубокий знаток и мастер музыкального жанра оперетты.
Деятельность Гогавы Т. Д. в качестве главного режиссера Театра оперетты Кузбасса - это эпоха расцвета театра, превращение его из рядового провинциального театра в творческий ансамбль высокого идейного смысла и художественного назначения.
Общеизвестно, что Гогава Т. Д. начала свою творческую жизнь в Театре оперетты Кузбасса с постановки мюзикла «Моя прекрасная леди» по классическому произведению Бернарда Шоу «Пигмалеон». Великолепная литература, озвученная талантливым композитором Ф. Лоу, позволила режиссеру-постановщику проявить завидное художественное мастерство. Спектакль не называли иначе как блестящей удачей. «Моя прекрасная леди» вошла в сокровищницу высших достижений Театра оперетты Кузбасса. Спектакль завоевал зрительские симпатии на многие годы, был удостоен высокого звания во Всероссийском смотре спектаклей жанра музыкальной комедии. Режиссерские удачи Гогавы следовали одна за другой. Зрительская общественность с глубоким одобрением встречала каждую новую премьеру: «На рассвете», «Четверо с улицы Жанны» (музыка О. Сандлера), «Черный дракон» Мадуньо, «Табачный капитан» Стрельникова, «Возвращение Мери Ив», «Мы хотим танцевать» А. Петрова, «Акулина», «Король вальса». Театр оперетты Кузбасса жил полнокровной творческой жизнью. Кемеровчане и гости города пребывали в обстановке нескончаемого праздника.
Творческая биография Театра оперетты обогащалась и за счет фантастических успехов летней гастрольной практики. Началом этого взлета являлся творческий отчет Театра оперетты Кузбасса в городе на Неве. Высокий интеллектуальный уровень ленинградской театральной общественности в буквальном смысле оказался растворенным в успехах сибирского театра. Ленинградская пресса не скупилась на дифирамбы как в адрес театра в целом, так и отдельных мастеров сцены. Работы артистов театра: А. К. Боброва, Н. Л. Коносевич, Р. Е. Озеровой, Г. Н. Епифановой, В. А. Дегтева и многих других оценивались как значительные творческие удачи. Завидная похвала выпала на долю постановочной группы театра, и прежде всего, главных фигурантов театра - Т. Д. Гогавы и главного дирижера Е. М. Лутова. В предстоящее пятилетие коллектив театра демонстрировал свое мастерство в крупных культурных центрах страны, городах: Минске, Алма-Ате, Фрунзе, Донецке, Уфе, Ярославле, Омске, Томске и т.д.
Особое место в истории становления и развития Театра оперетты Кузбасса занимает 1973 год. Это был год испытания театра на творческую зрелость. Впервые в жизни коллектив держал творческий экзамен в столице родины - городе Москве. Эти испытания творческий коллектив театра выдержал успешно. Спектакли проходили в Москве с необычайным успехом. Зал Московского театра оперетты не знал пустующих мест. В адрес артистов высказывались самые лестные отзывы. О творческом уровне сибиряков благосклонно отзывалась острая и непредсказуемая столичная пресса. Окрыленный успехами, коллектив театра строил радужные и заманчивые планы на будущее. Однако, сбыться им было не суждено. В 1975 году коллектив театра оставила Т. Д. Гогава. У театра начались обычные сложности, присущие каждому творческому коллективу, когда его покидает яркий, нетрадиционный художник. Уход Тамары Давыдовны из Театра оперетты Кузбасса оказался драматичным и для нее самой. Она оставила служение искусству вообще.
Т. Д. Гогава с присущей ей смелостью своим творчеством попыталась разрушить сложившиеся годами стереотипы в оценке театра музыкальной комедии как исключительно театра «легкого жанра». К неудовольствию многих столичных критиков, Гогава Т. Д. попыталась доказать, что современный театр оперетты способен к постановке спектаклей, наполненных высоким идейно-нравственным смыслом и художественным содержанием. Это отвечало требованиям нового времени, интересам и запросам взыскательного зрителя.
Подобное назначение имели спектакли: «На рассвете», «Четверо с улицы Жанны», «Черный дракон» и другие. Именно эти спектакли вызвали открытое неприятие защитников давно сложившихся творческих традиций «веселого жанра». Главенствующее положение в те годы занимала критик Всероссийского театрального общества А. Дашичева. После просмотра спектакля «Четверо с улицы Жанны» она выступила на страницах газеты «Советская культура» со статьей «Границы смешного», в которой писала: «В последнее время особенно оживленно дискутируется тема о возможностях оперетты. Она возводится из «жанра» в ранг «вида искусства» и, следовательно, получает неограниченные возможности... Все ли может оперетта? Нет, не все. Так же, как имеет границы смех... В «Четверо с улицы Жанны» рассказывается драматическая история подполья во время войны. Льется кровь, показываются ужасы гестапо. И все это чередуется со сценами в кабаре, танцами. При любой широте взглядов невозможно согласиться с правом использовать в оперетте подобные темы. Показ их на комедийной сцене кажется просто кощунством». К сожалению, попытки Т. Д. Гогавы, управления культуры области доказать, в том числе и в Министерстве культуры России, право оперетты как жанра на творческий поиск не получили необходимой поддержки.
Деятельность Т. Д. Гогавы - талантливого режиссера-постановщика, смелого экспериментатора музыкального жанра оперетты - получила высокую оценку творческой общественности Кузбасса. Она была удостоена правительственной награды ордена «Знак Почета». Ей было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации». Гогава Т. Д. неоднократно избиралась депутатом областного Совета народных депутатов Кемеровской области.
Тамара Давыдовна умерла в новогоднюю ночь 1 января 2000 года.
Заслуженный деятель искусств РСФСР